КАКИМ БЫТЬ МУЗЕЮ XXI ВЕКА? ОПЫТ МУЗЕЕВ ИЗ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ

db0d3c9638e7f0070cebef1d2c5eb591Аналитическая записка Ашкаповой Светланы Евгеньевны

Четыре дня, проведенные в старинном городе Тотьме позволили мне сформировать свое восприятие этого уникального места. В прошлом Тотьма — город первых русских солеваров и мореходов, бывший средневековый порт на Сухоне, обладатель храмов XVII-XIX веков в стиле «тотемского барокко». Тотьма вошла в список особо ценных исторических городов России, сохранивших планировку и большую часть старинной застройки. Статус памятника имеют более 40 зданий Тотьмы.

Город Ртищево Саратовской области – сравнительно молодой (с 1871 года), статус памятников регионального значения имеют только два здания. Другая история, другой менталитет населения. В отличие от Тотьмы, город Ртищево стоит на перекрестке железнодорожных и автомобильных путей, технократичен, «проницаем для идей», но и более уязвим – многие уроженцы города или уехали, или работают вахтовым методом. История территории не столь богата и глубока, как в Тотьме, но и она может стать «якорем» для её жителей, одной из причин полюбить город и остаться в нем жить. Степень проблемы и важность постановки задач проявляется при таком углубленном знакомстве с другой территорией. 

В период моего пребывания в Тотьме я старалась познакомится с культурным наследием города и многогранной деятельностью музейного объединения. Музей был открыт в Тотьме в 1915 году и прошел путь от 8 квадратных метров в помещении земской библиотеки до одного из крупнейших объединений Северо-Запада. На протяжении вековой истории здесь работали и продолжают трудиться специалисты высокого профессионального уровня, которые в равной степени занимались как краеведческими исследованиями, так и расширением материальной базы. Так в послевоенный период к основному зданию был пристроен новый корпус фондохранилищем. В 90-е годы музей создал новую площадку «Открытое хранилище фондов», которая разместилась на территории Спасо-Суморина монастыря. Таким образом в Тотьме, та часть фондов, где содержится коллекция дерева, стекла, керамики стала открытой для посетителей.

Ртищевский краеведческий музей создавался как музей боевой и трудовой славы при Дворце культуры железнодорожников (ныне ГКЦ). Неоднократно переводился в разные части дворца и никогда не имел фондохранилища. В 1998 году музей стал развиваться как краеведческий, стали активно пополняться его фонды и возник дефицит дополнительных площадей. Кроме того, в рамках реализации проекта «Прикосновение к легенде» была открыта картинная галерея имени А.А. Великанова, которая также не располагает фондохранилищем.  Знакомясь с фондохранилищами Тотьминского объединения я получила консультации специалистов по вопросам сохранности.  Стоит подумать о создании открытого фондохранилища в основном здании музея, расположенного в бывшем кинотеатре.

В истории Тотьменского музейного объединения просматривается несколько периодов, когда там совершался в буквальном смысле « культурный прорыв».

Так в 90-е годы открылись музей мореходов и дом-музей  И. Кускова. С открытием нового музейного пространства в жизнь Тотьмы вошел культурный диалог между Россией и Америкой в виде сотрудничества Тотьма — Форт Росс. Этот факт обеспечил новый приток туристов. Между городами разных государств идет культурный диалог: установились традиции проведения праздничного перезвона колоколов и Дней Русской Америке в Тотьме. Этот диалог читается и в названия, например, кафе «Аляска» и «Калифорния».

Если в Тотьме успешно в те года провели брендирование территории, привлекли туристов из других городов России и дальнего зарубежья, то и ртищевский музей, используя подобные технологии может получить дополнительные ресурсы для своего развития и для развития всего района. В данный момент сотрудники музея разрабатывают туристический маршрут, посвященный нашему земляку Павлу Николаевичу Яблочкову, изобретателю, физику-электротехнику с мировым именем. Стажировка оказалась очень своевременной, ведь на примере работы тотемских музейщиков можно увидеть результаты многолетней и плодотворной работы.  

В 2014 году Тотемский музей возглавил Алексей Новоселов — молодой и очень креативный руководитель, который поставил  задачу «создать  нечто принципиально новое, то, что разрушало бы стереотип о музее как о месте, где все скучно, казенно и несовременно, и потому неинтересно».  Была создана проектная команда в которую вошли молодые креативно мыслящие музейщики: А. Новоселов, А. Чернега, С. Немирова, А. Пахнин, В. Фадеев. Один за другим при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, других организаций стали рождаться и реализоваться проекты «АнтреСоль», «Культурный Q-ARTал», «Опыт места» и др.

Созданная в 2015 году творческая площадка «АнтреСоль» привлекла детей и молодежь, способствовала активизации формирования новых городских сообществ, развитию гражданских инициатив. Появились новые творческие площадки для демонстрации творческих работ. Кроме того, по инициативе музея был создан фонд развития общественных инициатив «Соль Земли», который решает задачи активизации гражданского общества и социокультурного развития по методу «снежного кома» и базируется как раз на территории «АнтреСоли».

По такому же пути идет Ртищевский краеведческий музей, который в рамках реализации проекта «Прикосновение к легенде» создал в августе 2017 года на прилегающей к зданию креативное пространство – кинопавильон «Городской дворик начала ХХ века».

Важное решение, на мой взгляд, было принято тотемской администрацией, когда Артёму Чернеге — одному из лидеров музейной команды было предложено возглавить отдел по туризму и общественным проектам. В его обязанности, помимо развития туризма, входит привлечение к проектной деятельности новых коллективов и оказание методической помощи в их написании. Умный, дипломатичный, располагающий к доверительному общению А. Чернега помог успешно войти в проектную деятельность многим коллективам.

Данная «рокировка», когда член проектной команды становится чиновником и курирует данное направление, является достойным примером для подражания и внедрения в повседневную практику. К сожалению, уровень проектной деятельности в Ртищевском районе не позволяет внедрить эту практику сейчас, но пример будет пропагандироваться и впоследствии будет применен.

Сегодня Тотемское музейное объединение входит в разнообразные внутригородские и внутрирайонные официальные и негласные партнерские отношения с другими организациями, инициативными группами и отдельными жителями для реализации комплекса партнерских проектов и мероприятий. Благодаря совместным усилиям произошла активизация развития территории города Тотьма.  В прошедшем году различным бюджетным организациям, муниципальным образованиям, инициативным группам и отдельным лицам удалось привлечь на территорию более 10 млн. рублей грантового финансирования. Методика подобной эффективной работы должна тиражироваться и в других российских регионах.

В результате проектной работы Ртищевского краеведческого музея с 2015 года на развитие социокультурной деятельности было привлечено около 1 млн. рублей. К сожалению, подобный способ привлечения средств практикует пока только одно учреждение культуры. В 2107 году благодаря тому, что к проекту «Прикосновение к легенде» присоединился партнер – Станция юных техников г. Ртищево, положено начало формированию сети.

Тотемское музейное объединение успешно попробовало поработать в сфере краудфандинга и благодаря этой деятельности был издан великолепный фотоальбом «Осколки времени». Во время моей стажировки возникла идея создания совместного документального фильма о судьбе двух моряков с крейсера «Аврора». В музее истории г. Тотьма представлены документы минера Василия Александровича Двойнишникова, в Ртищевском музее хранятся документы и личные вещи нашего земляка кочегара Архипа Александровича Кулакова. В момент легендарного выстрела по Зимнему дворцу они вместе несли вахту на корабле. Финансовые средства на работу с фильмом предполагается собрать с помощью краудфандиговой платформы. Этим может заняться более опытный Тотемский музей, а киностудия «ИллюзионЪ», созданная на базе Ртищевского краеведческого музея при финансовой поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко обеспечит сам процесс съемки и постобработки.

Осмысление результатов индивидуальной стажировки привело к итоговому заключению, что несмотря на большую разницу в возрасте музеев и количестве экспонатов, наши учреждения, благодаря вовлечению в проектную деятельность большинства членов их коллективов, могут развиваться, успешно преодолевая глубокий кризис в музейной сфере. Они могут стать примерами того, как в глубинке, на ярких идеях и при внебюджетном финансировании вырастает новая российская культура XXI века.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Архивы

  • Октябрь 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Июл    
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031