Давайте вместе снимем фильм о Яблочкове!

1619 апреля 2018 года стартовал проект «Мечта о свете» в поддержку создаваемого туристического маршрута, посвященного жизни и деятельности нашего великого земляка, физика-электротехника Павла Николаевича Яблочкова. Для того, чтобы к сентябрю киностудии  «ИллюзионЪ» успешно завершить съемки биографического игрового фильма, на краудфандинговой платформе «Планета.ру» начат сбор средств для покупки нескольких мужских и женских костюмов в стиле второй половины XIX века. Проект стал возможным при поддержке «Евразийского содружества специалистов туриндустрии». Помочь проекту «Мечта о свете» можно по адресу https://planeta.ru/campaigns/85094. После съемок костюмы будут использованы для интерактивных мероприятий в музее, фотосессий, во время общегородских мероприятий.

Люди всегда мечтали о свете (природном или искусственном). Особенно тогда, когда в нем особенно нуждались. Надо помнить, что есть люди, которые не только мечтают или пользуются тем, что было создано до них, но и стремились сделать так, чтобы света было больше. Это – изобретатели, творцы.

3К таким людям относится Павел Николаевич Яблочков, физик-электротехник с мировым именем, изобретатель дуговой лампы («русского света»), давшей гигантский толчок практическому развитию электротехники в середине ХIX века. Он родился в Сердобском уезде Саратовской губернии, на границе двух современных районов – Ртищевского и Сердобского, двух разных областей – Саратовской и Пензенской. Достаточно хорошо известен только период его юности и зрелости, а именно то время, когда он, приехав во Францию, изобрел свою знаменитую дуговую лампу. В остальном — место рождения, детство, последние годы жизни известны мало или вообще отрывочны. Главная загадка – место рождения. В 1847 году в Саратовской губернии свирепствовала холера и семья Яблочковых переезжала из одного своего поместья в другое, благо они находились всего в нескольких десятков верст (а некоторые и ближе) друг от друга. Его биография, действительно, загадка для исследователя, но один факт не поддается сомнению – Яблочков является гениальным изобретателем-первопроходцем.

Мы сейчас очень легко и не задумываясь пользуемся благами цивилизации: светом, теплом, быстрым и удобным транспортом. Кажется, что все так и было раньше. Или возникло самым чудесным образом в головах создателей этих чудес. А многолетние терзания, пробы и ошибки, поиск в темноте – все остается, как говорится, «за кадром».

Про Яблочкова говорили: «Он поцелован Богом!» Он – гений с трагической судьбой и короткой жизнью. Пора воздать ему должное!

4 О Яблочкове молодые россияне узнают из страниц учебников физики, в которых очень кратко и сухо перечисляются его изобретения: дуговая лампа, трансформаторы, конденсаторы, динамо-машины, практическое применение переменного тока и многое другое. А при более подробном знакомстве с его биографией, они почему-то сразу делают вывод: он изобретатель-неудачник. Дворянин, жил в Париже, изобрел лампу, заработал миллион франков, затем почему-то выкупил собственное изобретение, приехал в Россию без денег, когда и лампа-то уже никому не была нужна, жил в нищете, умер в Саратове, похоронен в глуши в селе Сапожок. Такие люди сейчас не в почете. Другое время наступило! А как же его доброе имя? А как же благодарность потомков? Память о чем-либо или о ком-либо не сохраняется автоматически. Мы же, про это забываем.

13Да, задача трудная. Но именно под такие задачи и была создана в 2016 году при Ртищевском краеведческом музее киностудия «ИллюзионЪ». В своем роде, она единственная в России, так как не всякий музей, тем более находящийся в российской глубинке, может рискнуть создать специализированное подразделение и разрешить использовать во время съемок подлинные экспонаты. На такой бы эксперимент не отважились бы и мы сами, если бы не стали осознанно и достаточно успешно совмещать деятельность музейщиков и киноработников. Экспонаты не уходят за пределы музея, не попадают в чужие руки. Скажу больше – музей, переехавший в 2014 году в здание бывшего кинотеатра, сам все в большей и большей степени становится похож на киностудию.

19Для съемок фильма «Мечта о свете» будут использованы два, построенных в 2017 году на средства благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, кинопавильона: «Синий хромакей» (8х4х4 м) и «Городской дворик начала ХХ века». В них будет сниматься большинство сцен о раннем периоде жизни Павла Николаевича Яблочкова, благо по сценарию сюжеты максимально простые и символические (свет и тьма, мечта). Для этого павильон с синим хромакеем подходит как нельзя кстати.

15 Илья Репин. Парижское кафе. 1874-1875Но, для съемок сцен парижской жизни Яблочкова нужно будет построить три кинопавильона: «Мансарда» (комната, в которой он жил до изобретения дуговой лампы, метался в поисках своего ИДЕАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ, прорабатывал вариант за вариантом), «Кафе» (место, где ему (случайно или нет) пришла в голову идея расположить угольные стержни параллельно друг другу), «Парижский дворик» (место рядом с кафе, показ кипучей столичной жизни). Эти павильоны должны располагаться под крышей для того чтобы выстроить правильное студийное освещение, проводить много дублей для поисков бесспорно лучшего варианта. Задача казалась неразрешимой, пока не пришла в голову идея использовать для этого один из залов музея с тематической выставкой, которую нужно уже менять. Будем и дальше искать, и находить оптимальные, но не затратные варианты.

0b94d53ec83d81e947df1f7b1020861bПроблема, с которой столкнется наш проект – костюмы для артистов. Главное действие будет проходить в середине XIX века во Франции, а это значит, что одежда должна передавать дух эпохи. В фильме будут задействовано четыре главных персонажа (Павел Николаевич в детстве, отрочестве, юности, зрелости), четырнадцать персонажей второго плана и массовка (мама, сестра, няня, однокурсник, официант, музыкант, посетитель и посетительница кафе, зеленщик, мальчик и девочка, играющие на улице, партнеры по бизнесу (3 человека)). Очень трудно будет подобрать готовую одежду для главного героя. Павел Николаевич в зрелые годы был ростом под два метра, дороден. Надо будет шить два костюма (черный и белый) в специализированном ателье. И подбирать артисту парик с роскошной шевелюрой, бородой и усами…

Белешин ДФильм «Мечта о свете» не первый в подборке работ киностудии «ИллюзионЪ». До этого снимались ролики, рассказывающие о музейных предметах, короткие игровые фильмы, видеорепортажи. Под задачи покупалось соответствующее оборудование: студийный свет, фото и аудиоаппаратура. За выбор оборудования отвечал режиссер и оператор киностудии Дмитрий Белешин. Он же предложил использовать для качественной записи не видеокамеры, а фотоаппараты «Nikon». Он профессиональный видеограф и свои знания в этой сфере перенес на работу «Иллюзиона», когда влился в музейную команду.

1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Архивы

  • Май 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Апр    
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031